При организации постоянных, автономных или резервных систем электроснабжения широко используются дизельные электростанции. Современные модели этого оборудования обладают превосходными массогабаритными показателями, повышенным моторесурсом и целым спектром других достоинств. Однако при снижении температуры окружающей среды до +3 °С эксплуатация таких агрегатов сопряжена с проблемой загустевания дизельного топлива. Снижение качества распыла на начальных этапах этого процесса вызывает уменьшение мощности и повышение расхода солярки. Затем при температуре от -5 до -14 °С в дизельном топливе происходит выпадение кристаллов парафина (парафинизация). Вследствие парафинизации оно загустевает настолько, что не проходит через топливные магистрали и фильтр. Причина данной проблемы — низкое качество солярки.
В зависимости от количества парафинов и, следовательно, температуры замерзания дизельное топливо подразделяется на следующие виды:
-
летнее -10 °С;
-
зимнее -30 °С;
-
арктическое -50 °С.
Вполне очевидно, что для пользователей дизельных электростанций открытым остается вопрос предотвращения замерзания топлива.
Как бороться с замерзанием дизельного топлива?
Существует несколько методов, позволяющих избежать замерзания и потери работоспособности солярки при работе дизельного генератора в холодное время года.
Простейшим из них является применение топлива зимних и арктических марок. Этот метод может значительно увеличить расходы, поэтому его использование иногда не является целесообразным.
Использование средств, предотвращающих загустевание топлива, таких как антигели и депрессоры, делает эксплуатацию солярки в холодный период более удобной. Но чтобы эти добавки эффективно работали, их необходимо вводить в солярку при ее обычной температуре. Также стоит учесть, что антигели и депрессоры могут оказывать коррозионное действие на компоненты двигателя.
Антигель — это добавка, понижающая температуру замерзания дизельного топлива. Его действие основывается на обволакивании частиц парафина в процессе кристаллизации, предотвращая их слипание в крупные комки. Это облегчает перекачивание топлива через фильтры и расширяет температурный диапазон его использования. Применяя антигель, можно использовать летнее топливо зимой или улучшить характеристики зимнего топлива, превратив его в арктическое.
Важно отметить, что антигель сам по себе не останавливает кристаллизацию, а лишь модифицирует парафины, растворенные в топливе. Поэтому добавлять антигель в топливо нужно до того, как оно начнет терять свои свойства, при температуре от 0 до +5 градусов перед заправкой бака. Несоблюдение данных условий сводит на нет эффективность добавки.
Что делать, если топливо все-таки замерзло? Ведь не всегда можно предугадать изменение погодных условий. Самое простое решение – воспользоваться специальной добавкой, размораживателем дизельного топлива. Это средство способно растворять кристаллы парафина и лед в застывшем дизельном топливе. Но все это крайние случаи и не всегда удобные решения. Согласитесь, делать запасы присадок не всегда удобно. А быстро их приобрести может быть проблематично. Бороться с проблемой замерзания дизельного топлива лучше всего на уровне конструкции самой установки.
Для решения этой проблемы российские и зарубежные производители включают в конструкцию дизельных генераторов подогреватели топлива. Работа этих устройств осуществляется от электрогенератора или охлаждающей двигатель жидкости.
При выборе электростанции необходимо учитывать предполагаемые условия эксплуатации. В случае необходимости использовать генераторное оборудование при низких температурах покупателю следует ориентироваться на модели, в состав конструкции которых входят подогреватели топлива.
Семенов Станислав
Заместитель руководителя отдела продаж